1. Главная страница
  2. Новости
  3. Реформа экспедиторской деятельности: оценка рисков и адаптационных возможностей рынка

Реформа экспедиторской деятельности: оценка рисков и адаптационных возможностей рынка

В июне 2025 года был подписан Федеральный закон, вносящий существенные коррективы в регулирование транспортно-экспедиционной деятельности. Данный правовой акт предполагает кардинальную трансформацию подходов к работе отрасли и механизмов государственного контроля. Ключевыми нововведениями являются создание единого реестра экспедиторов и полный переход на электронный документооборот.

Согласно документу, с 1 мая 2026 года осуществление деятельности будет возможно исключительно после внесения в реестр на платформе «ГосЛог», а с 1 сентября того же года станет обязательным использование электронных экспедиторских документов. Параллельно на рассмотрении находится законопроект, устанавливающий административную ответственность за несоблюдение новых требований.

В связи с предстоящими изменениями актуальным становится вопрос о степени готовности участников рынка. По мнению большинства экспертов, преобразования носят неизбежный и в целом позитивный характер. Никита Злобин, операционный директор компании «А2 Экспедирование», отмечает, что профессиональное сообщество в целом готово к переходу, поскольку активно участвовало в обсуждении инициатив. Однако болезненность процесса будет напрямую зависеть от уровня цифровой зрелости конкретной компании, ее инвестиций в IT и переобучение персонала.

При этом основную сложность видит не в работе с электронными документами, к чему многие технологически подготовлены, а в адаптации перевозчиков, особенно малого бизнеса. Никита Ларин, руководитель отдела логистики «ТРАНССЕРТИКО», указывает, что многие перевозчики не готовы к ЭДО даже в рамках базового бухгалтерского обмена.

Важную роль в успешной реализации реформы играет государство. Эксперты подчеркивают необходимость масштабной работы со стороны Минтранса по разработке унифицированных форм документов, технических регламентов и обеспечению интеграции с государственными информационными системами. Сергей Шмиговский (ModernWay) и Алексей Захудалин («Сервисная Логистическая Компания») акцентируют, что критически важным является участие бизнеса и таможенных органов в этом процессе для устранения юридических коллизий, особенно в международных перевозках.

Ожидается, что реформа окажет долгосрочное положительное влияние на отрасль: повысится прозрачность, безопасность перевозок и качество услуг. Как отмечает Константин Игнатенко (Roolz), отрасль получит инструменты для систематизации и цифровой трансформации, а также доступ к агрегированным данным для более точного планирования.

Однако краткосрочные последствия могут включать сокращение числа игроков и рост затрат. Эдуард Миронов (FM Logistic) не исключает влияния на тарифы, а Алексей Захудалин прогнозирует возможное временное сокращение предложения на рынке, особенно в сегменте перевозок специфических и опасных грузов. Кроме того, появятся новые операционные риски, связанные с необходимостью постоянного мониторинга статуса контрагентов в реестре.

В итоге, реформа направлена на легализацию рынка и создание более конкурентной и технологичной среды. Компании, способные адаптироваться к новым условиям, укрепят свои позиции и станут основой для развития прозрачного логистического рынка в рамках ЕАЭС.

Расчет заказа в один клик

Для новых клиентов действует скидка 10% на первый заказ

Имя *
Номер телефона *

620107, Свердловская область, Екатеринбург, ул. Готвальда, 24/5