В 2024 году общий объем грузовых перевозок в России вырос на 5,5% и достиг 9,4 млрд тонн. Наиболее заметным изменением стала переориентация грузоотправителей с железнодорожного на автомобильный транспорт.
Согласно данным Росстата, перевозки автотранспортом увеличились на 8,3%, достигнув 7 млрд тонн, тогда как железнодорожные перевозки сократились на 4,2%, составив 1,19 млрд тонн.
Оборот грузов по сети РЖД в 2024 году снизился на 4,1%, до 1,18 млрд тонн. Перевозки внутри России сократились на 4,3%, экспортные перевозки упали на 4,1%, а импорт снизился на 7,5%. Лишь транзитные перевозки показали рост в 2,6%.
Причиной спада стали ограниченные пропускные возможности инфраструктуры, особенно Восточного полигона, включающего БАМ и Транссиб, и сложности из-за санкций и нехватки локомотивов и персонала.
После переориентации на Восток в 2022 году, вызванной санкциями, железнодорожная инфраструктура на этом направлении оказалась перегружена. Пропускная способность пограничных терминалов была существенно ниже спроса. В 2024 году импортеры не смогли вывезти из дальневосточных портов 80 млн тонн груза из-за низкой оперативности работы РЖД.
Железнодорожные тарифы в конце 2024 года выросли на 12%, что снизило привлекательность этого вида транспорта. Средняя скорость грузовых поездов уменьшилась на 5,1%, составив 35,7 км/ч. Основные проблемы — дефицит локомотивов и машинистов, особенно на БАМе и Транссибе.
Автомобильные перевозки уже обеспечивают более 80% внутреннего грузооборота России и активно завоевывают международные направления. Перевозки между Россией и Китаем за 2024 год выросли на 70%.
Несмотря на более высокие затраты, автоперевозки выигрывают в скорости и надежности доставки. Доставка еврофурой из Китая до Москвы занимает около 20 дней, в отличие от 30–55 дней при перевозках морем и железной дорогой.
В последнем квартале 2024 года издержки автоперевозчиков резко выросли, многие компании закончили год с убытками. В 2025 году рынок могут покинуть 10–15% перевозчиков из-за повышения лизинговых платежей, дороговизны запчастей, роста зарплат и цен на топливо.
Зарплаты водителей грузовиков увеличились на 80%, достигнув более 140 тыс. руб., а лизинговые платежи выросли на 26–27%. В результате перевозчики могут повысить тарифы в 2025 году на 20%, что приведет к удорожанию конечных товаров для потребителей.
Для новых клиентов действует скидка 10% на первый заказ
620107, Свердловская область, Екатеринбург, ул. Готвальда, 24/4 офис 3.6