1. Главная страница
  2. Новости
  3. Транспортная логистика 2025: Ужесточение контроля и новые штрафные санкции

Транспортная логистика 2025: Ужесточение контроля и новые штрафные санкции

Сфера грузоперевозок в России вступает в период масштабных преобразований. В 2025 году реализуется ряд законодательных инициатив, направленных на тотальную цифровизацию и повышение прозрачности отрасли. Участникам рынка — перевозчикам, экспедиторам и грузоотправителям — предстоит адаптироваться к новым правилам игры, ужесточению административной ответственности и переходу на обязательный электронный документооборот.

Фокус на владельцев транспорта: реформа весогабаритного контроля

Ключевое изменение лета 2025 года — перераспределение ответственности за перегруз и негабарит. По обновленной статье 12.21.1 КоАП РФ, бремя штрафов почти во всех случаях возлагается на собственника транспортного средства. Ранее санкции распределялись между водителем, должностным и юридическим лицом.

Исключение сделано лишь для иностранных владельцев ТС — в этом случае штраф выписывается водителю.

С 1 сентября 2025 года Ространснадзор получает расширенные полномочия в борьбе с «уклонением». Инспекторы вправе требовать обязательной остановки и направления на весовой контроль. Невыполнение этого требования грозит водителю штрафом до 10 тыс. рублей, а отказ от прохождения контроля или маневры для его избежания (разворот, остановка) — до 600 тыс. рублей с собственника ТС.

Легализация экспедиторов: обязательный реестр и хранение данных

С 1 марта 2026 года вступает в силу требование о обязательной регистрации в федеральном реестре экспедиторов, который будет вестись на платформе «ГосЛог»

. Действующим участникам рынка на подачу уведомления отводится 60 дней — до 1 мая 2026 года. Работа без записи в реестре будет считаться незаконной.

Для экспедиторов введены новые составы административных правонарушений (ст. 11.14 КоАП РФ):

  • Отсутствие регистрации в реестре грозит штрафом от 100 до 300 тыс. рублей, а за повторное нарушение — от 500 тыс. до 1 млн рублей.

  • Непредоставление информации по запросу правоохранительных органов или использование ПО, не обеспечивающего к ней доступ, наказывается штрафом от 0,001% годовой выручки, но не менее 500 тыс. рублей.

Закон обязывает экспедиторов хранить полный комплект данных о сделках, свойствах грузов и маршрутах в течение 3 лет на территории РФ

Повышенные требования к грузоотправителям

Грузоотправители несут прямую ответственность за достоверность сведений о грузе в транспортной накладной. Предоставление ложной информации, повлекшее нарушение, карается штрафами для компании в размере от 300 до 600 тыс. рублей

Ключевой риск для грузоотправителей — регрессные иски от перевозчиков. Поскольку штрафы за перегруз теперь платят собственники ТС, они получают право взыскать свои убытки с компании-отправителя, предоставившего неверные данные о массе или габаритах.

Цифровая трансформация: обязательный ЭДО с 2026 года

С 1 сентября 2026 года оформление транспортных и экспедиторских документов станет обязательно электронным через ГИС ЭПД (Государственную информационную систему электронных перевозочных документов)

Бумажные накладные, путевые листы и заявки уйдут в прошлое, за исключением узкого перечня случаев, который определит Минтранс.

Это изменение требует от компаний заблаговременной подготовки: подключения к оператору ЭДО, получения электронных подписей и интеграции учетных систем, например, через сервис «1С-ЭПД»

Алгоритм подготовки для бизнеса

Чтобы минимизировать риски и адаптироваться к новым условиям, участникам рынка стоит предпринять следующие шаги:

  1. Перевозчикам и собственникам ТС: провести аудит парка и процессов погрузки, рассмотреть установку бортовых систем взвешивания, организовать обязательный инструктаж для водителей о новых полномочиях инспекторов.

  2. Экспедиторам: подготовить документы для регистрации в реестре на «ГосЛог» и наладить систему трехлетнего хранения информации по сделкам.

  3. Грузоотправителям: внедрить строгий внутренний контроль за взвешиванием и измерением грузов перед отправкой, пересмотреть договоры с перевозчиками в части распределения ответственности.

  4. Всем участникам: начать подготовку к обязательному электронному документообороту, чтобы избежать хаоса и срывов поставок в 2026 году

Новые правила знаменуют собой новый этап в развитии логистики России, делая ставку на прозрачность, цифровизацию и персональную ответственность. Своевременная подготовка позволит компаниям не только избежать значительных финансовых потерь, но и получить конкурентное преимущество в меняющейся рыночной среде.

Расчет заказа в один клик

Для новых клиентов действует скидка 10% на первый заказ

Имя *
Номер телефона *

620107, Свердловская область, Екатеринбург, ул. Готвальда, 24/5